Печать

Особенности развития психического процесса восприятия в младшем дошкольном возрасте

Консультация для родителей

Дошкольный возрастной период — это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в учебной деятельности.

Данный период  не какой-то обособленный этап в жизни  ребёнка, а одна из ступеней  в ходе  психического  развития. На каждом этапе формируются определённые психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребёнку на следующий возрастной этап.

Изменение психических особенностей ребёнка происходит под влиянием той деятельности, которую осваивает он на данном этапе. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. На этом этапе ребёнок делает качественный скачок в своём психическом развитии.

Психический процесс восприятия активно развивается на протяжении дошкольного периода.

Развитие процесса восприятия в дошкольном  возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3–4 лет) носит предметный характер, т. е. свойства предмета: например, цвет, форма, величина — не отделяются у ребёнка от предмета. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов.

Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие.

В процессе активного познания ребёнок знакомиться с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной. Дети младшего дошкольного возраста учатся воспринимать их проявления, осваивают  способы обнаружения, учатся различать их оттенки и особенности. За период 3-4 лет формируется представления об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), основные цвета спектра, величина (длина, ширина, высота, толщина), пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко).

Восприятие — ведущий познавательный процесс, который выполняет объединяющую функцию.

Во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета.

Во-вторых, оно объединяет все познавательные  процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации.

В-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребёнка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную   переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Процесс восприятия помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или непохожих на него.

Роль восприятия заключается в том. что оно объединяет все свои свойства предмета и формирует представление о целом предмете со всеми его свойствами. Главным условием является обучение ребёнка действиям с этими предметами. Эти действия называются перцептивными или воспринимающим, обследовательскими.                          

Восприятие формы

Упражнение «На что похожа эта фигура»

Попросить ребёнка найти предметы похожие на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнение «Спрятались от дождика»

Положить под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросить ребёнка спрятать под зонтик все вырезанные фигуры. Все одинаковые фигуры спрятались вместе под один зонтик.

Упражнение «Построй башню и лесенку»

Задание:

  • Построй башню из цветных квадратов.
  • Построй башню из одинаковых по цвету квадратов.
  • Построй большую и маленькую башни.
  • Построй две одинаковые башни.

Упражнение «Что изменилось»

Ставим всех матрёшек в ряд по росту. Просим ребёнка отвернуться и меняем двух матрёшек местами. Просим повернуться и сказать, что изменилось.

«Расставь игрушки по величине»

Показать, как поставить друг на друга кубики: сначала самый большой, а последний самый маленький.

«Узнай фигуру на ощупь»

В картонную коробочку положите несколько картонных фигур разного размера и попросите ребёнка с закрытыми глазами вынуть фигуру и ощупать её пальцами и сказать название.

«Помоги рыбкам»

Помоги мамам-рыбкам найти своих детишек. Показать детям, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и расположить рядом с мамой рыбкой красного цвета. Затем синего, зелёного и жёлтого цвета.

«Собери капельки в стакан»

Разложить перед ребёнком вырезанные цветные кружочки разного цвета.

Попросить его собрать капельки в стакан по одной капельки каждого цвета, проговаривая свои действия: « Сюда положу капельку красного цвета, а сюда зелёного. Наберём целый стакан одинаковых капелек.

 «Семья»

Ребёнку предлагается игрушки разных размеров: три разных по величине грибочка, три рыбки, три птички.

В каждой семье есть папа, мама и сыночек. Нужно дать три коробочки или блюдечка.  Папа пошёл на работу, показать, как грибочек идёт к коробочке.

Папа-птичка пошёл на работу. Все большие игрушки  собрались в одной коробочке. А мамы пошли в магазин. Показать другую коробочку. Ребёнок сам должен положить туда игрушки поменьше, а детишки пошли в садик. Это третья коробочка.

Педагог-психолог
КУЛИКОВА Татьяна Сергеевна

Смотрите также:

31 января 2018.
Размещено в Консультации.
Метки:

Оставить комментарий