Кто они? Какие они?

Консультация для родителей и педагогов.                        

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливает нарушения общего развития. Синонимом данного понятия может выступать определение «дети с проблемами».

Наличие того или иного дефекта не предопределяет неправильного с точки зрения общества развития.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха.
  2. Дети с нарушением зрения.
  3. Дети с нарушением речи.
  4. Дети с задержкой психического развития.
  5. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
  6. Дети с комплексным нарушением психического развития.

Дети с умственной отсталостью нуждаются в специальном учреждении.

Задержка психического развития — нарушение нормального психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм данного возраста.

ЗПР относится к разряду слабо выраженных в психическом развитии и занимает промежуточное место перед нормой и патологией.

Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительном психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивных сфер. Суть заключается в проведении занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом. Если психокоррекции недостаточно, то подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном возрасте. Если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.

 Ранний детский аутизм является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности в коммуникации, т. е. аутизм как таковой — стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушения речи.

Признаки аутизма:

  • выраженная недостаточность или полное отсутствие в контакте  с окружающим;
  • эмоциональная холодность и безразличие к близким;
  • страх новизны и любой перемены в окружающем;
  • однообразное поведение со сложностью к стереотипным движениям.

Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется очень ярко:

  • речи и коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • эмоциональная сфера.

Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с РДА. Главная задача педагога — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.

С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Дети, имеющие разные возможности и нарушения, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал.

Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них раздвинуть существенные границы.

Консультацию подготовила
педагог-психолог МБДОУ №312
Т. С. Куликова

Смотрите также:

Год спорта Год науки Год науки Инновационная площадка Скачать и распечатать