Смотрите актуальную версию сайта здесь: дс312.рф

Развитие детской инициативы и самостоятельности

Консультация для родителей


Формирование у ребенка инициативы и самостоятельности во многом зависит от того, как с ним общаются родители. Каждый здоровый ребенок проявляет стремление к этим качествам — ценным росткам, которые нужно увидеть и не затоптать. Инициативность не надо формировать с нуля, ведь дети инициативны от природы. Но, к сожалению, многие родители, искренне заботясь о ребенке, невольно тормозят его развитие, считая, что передавать ему ответственность за мелкие бытовые дела, ещё слишком рано, и хлопотно.

«Не трогай!», «Не мешай!», «У тебя не получится!» — очень часто ребёнок слышит от родителей эти слова на своё: «Я сам!» Взрослым проще сделать все самим быстро и качественно, чем терпеливо ждать, пока сын сам зашнурует ботинок, или дочь помоет тарелку. Гиперопека, недоверие, критика напрочь убивают желание маленького человека проявлять инициативу и самостоятельность. Это прямой путь к занижению самооценки и взращиванию безынициативности. «Зачем трудиться, чему-то учиться, если за тебя всё решат и сделают». А потом, по прошествии времени, родители недоумевают, почему ребёнок не стремится помогать, ленится, сидит, уткнувшись в телефон.

Как же избежать таких последствий и дать почву для развития инициативы и самостоятельности?

Во-первых, всегда поддерживайте инициативу ребёнка. Не отказывайтесь, если сын или дочь хочет помочь вам в каком-либо деле. Возможно, на это будет потрачено больше времени, чем вы планировали, но всё это окупиться сполна в будущем, нужно только проявить терпение. Пусть медленно и неправильно — это нормально. Чтобы научиться, малышу понадобится какое-то время.

Чувствуя свою нужность и значимость, ребёнок будет расти уверенным в своих силах, сможет брать на себя ответственность за свои действия. И если даже что-то не получается, вселяйте уверенность: «В следующий раз получиться лучше». И обязательно дайте возможность подтвердить это.

Во-вторых, поощряйте самостоятельность, давайте ребёнку право выбора. «Что ты хочешь надеть на прогулку?», «Куда мы пойдем сегодня гулять?» Сначала можно ограничиться парой вариантов: «Какую выберешь футболку с машиной или роботом?», но чем он становится старше, тем шире будут рамки выбора.

В-третьих, определите обязанности ребёнка в семье. Они не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму. Даже маленький ребёнок может выполнять какие-либо мелкие поручения, например разложить столовые приборы на столе, полить растение, ведь при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Главное, чтобы выполнение этого поручения вошло в привычку, а не исполнялось время от времени. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

В-четвёртых, давайте возможность ребёнку разобраться самому если у него что-то не получается. Родители часто стараются оградить своих чад от всех проблем и невзгод, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Конечно, если необходимо, взрослые всегда готовы прийти на помощь ребёнку, дать совет. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, действия и сделать выводы

В-пятых, все мы знаем пословицу «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители — пример ему». Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и поведение родителей, как они выполняют свои обещания и относятся к своим обязанностям. Если родители умеют держать слово, несут ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать их поведению. Если же мама или папа все время сомневаются в правильности выбора, размышляют, что нужно было бы сделать иначе, чаду ничего не остается, как принять эту модель поведения за образец и стать таким же неуверенным.

И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Особенно когда ребенок что-то делает впервые, ему важно получить одобрение и поддержку. Обязательно отмечайте, когда он сам собрал игрушки, застелил постель, помог бабушке найти очки или проявил другую инициативу.

От того, как вы реагируете на все его инициативы, зависит, как в будущем ребенок будет относиться к начинаниям в своей жизни: будет испытывать страх и тревогу или подходить к ним с интересом и азартом.

Ст. воспитатель МБДОУ №312
Куратченко О. А.

Смотрите также: