Печать

Возрастные особенности психических процессов дошкольников

Возраст — объективная категория, а не условная, произвольно выбранная активная величина. Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребёнка, а исключительно в тех, в которых объективно заканчивается один  и берёт начало «другой возраст.

Возраст подразделяется на:
  • младший возраст (2 мес. — 1 год);
  • полное детство (1 год — 3 года);
  • дошкольный возраст (3–7 лет).

Ранний возраст

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени.

В этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память. Основное направление развитие высших психических функций ребёнка этого возраста можно обозначить как начало вербализации познавательных процессов, их опосредования  речью и приобретения познавательными процессами произвольного характера.

Со второго года жизни в связи с овладением простейшими орудийным действием меняется восприятие ребёнка.

На третьем году жизни ребёнок может различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольника, а также основные цвета;  красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный. Основную роль в совершенствовании способностей играет такая психическая функция, как  восприятие.

От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. На протяжении раннего детства происходит переход от наглядно-действенного к наглядно- образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами заменяются действиями операций и формирование понятий.

Со второй половины раннего дошкольного  возраста — с двух лет — значение слова насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

Хронологически начало формирования у детей наглядно- образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением  элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сначала, когда ребёнок находится ещё на стадии наглядно-действенного мышления, он имеет возможность познавать окружающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения. Затем появляются образы этих предметов и возникает способность оперировать ими.

Наконец образ предмета может быть назван и поддержан в сознании ребёнка не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом. Это знаменует собой переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления — словесно-логической.

Мышление ребёнка , выполненное при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного мышления.

Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире.

Мышление ребёнка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами,  называется наглядно-образным.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

Обобщение предметов по их функциям первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Первыми носителями становятся предметы — орудия. Усвоив способ действия с помощью того или иного орудия ребёнок пытается использовать это орудие в разнообразной ситуации, выделяет его обобщённое значение для решения определённого рода задач.

В раннем возрасте дети подолгу умеют сосредоточить внимание на определённом объекте. Речь взрослых вызывает у ребёнка двоякого рода внимание. Вначале слова для него не имеют своего значения. Но постепенно, в результате того, что ребёнку показывают предмет и произносят его название, у него образуется условная связь между тем и другим.

Когда ребёнок научается мысленно представить не только предметы, а и действия с ними, для него речь открывает широчайшие познания мира. Также известно, что дети младшего возраста отличаются любопытством, как говорят взрослые, «всюду суют своё носик». При этом внимание носит широко диффузный характер. Запас знаний мал, а кругом столько впечатлений. Требуется повышенная ориентировка. Кроме того каждый предмет — источник самых различных возбуждений, идущих через хорошо развитые рецепторы в мозг ребёнка. Все эти раздражители расширяют кругозор, обогащают незначительный опыт, способствуют духовному росту.

Дошкольный возраст

От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание прогрессирует по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают картинки не более 6–8 секунд., старшие дошкольники — от 12-ти до 20 секунд.

Развитие памяти характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредственному запоминанию и припоминанию.

В старшем возрасте происходит  постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. Различные процессы памяти развиваются  с возрастом неодинаково, причём одни могут опережать другие:

  • 3-4 года — 10 картинок (5 — запоминание);
  • 5–7 лет —  10 картинок (8–9 — запоминание).

У большинства дошкольников неплохо развиты непосредственная и механическая память:

  • 3-4 года — наглядно-образное мышление;
  • 5–7 лет наглядно-действенное мышление.

Словесно-логическое мышление развивается в конце дошкольного возраста. Оно предполагает умение оперировать понятиями, словами и понимать логику рассуждений. Под влиянием конструктивной, продуктивной, художественной деятельности у ребёнка складывается способность мысленно расчленять видимый предмет на части , а затем объединять в целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношение  частей.

Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе  перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. На втором этапе знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов. При этом действие восприятия превращается в умственное усилие.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь — наглядно-образного. Главные линии развития мышления 3-7 лет —совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти, начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать  логику рассуждений. Развитие словесно- логического мышления проходит два этапа: на первом ребёнок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, а на втором — познаётся система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.

В дошкольном детстве речь  ребёнка становится более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для  раннего возраста, уступает место контекстной речи. Речевая готовность проявляется в умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.

Немаловажное значение успехов в учении имеют коммуникативные черты характера: общительность, контактность, отзывчивость, покладистость, а также волевые качества: настойчивость, целеустремленность,  упорство. Мышление должно быть развито во всех трех формах: наглядно-действенной, наглядно-образной, словесно-логичной.

Педагог-психолог Куликова Т. С.

Смотрите также:

25 июня 2015.
Размещено в Консультации.
Метки:

Оставить комментарий

Год спорта Год науки Год науки