Печать

Сенсорное воспитание младших дошкольников

Сенсорное воспитание  —  важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развития его восприятия, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л. Н.Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние».

Представляем систему сенсорного воспитания детей самого младшего дошкольного возраста. Она включает в себя следующие формы работы:

  • оформление предметно-пространственной среды группы;
  • пальчиковые игры;
  • ориентировочно-познавательная деятельность;
  • организованная учебная деятельность;
  • сотрудничество с семьёй.

Предметно-пространственная среда является условием приобретения ребёнком опыта взаимодействия со сверстниками, вещными объектами и опыта моделирования различных социальных ситуаций и отношений. Именно она обеспечивает свободное манипулирование предметами и игрушками и представляет возможность для речевого, сенсорного, познавательного и эстетического развития.

Поэтому в группах для малышей в обязательном порядке необходимо иметь «центр активности», в котором размещаются игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

▪ игры на развитие представлений о цвете  («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Веселый паровоз», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»), форме («Украсим ковёр», «Подберём окошко к домику цыплёнка», «Спрячь мышку», «Рамки-вкладыши», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики», «Формы»), величине предметов («Помоги рыбкам», «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»);

▪ игры на развитие слухового восприятия ( «Курочка и цыплята», «Угадай, на чем играю», «Чудесный ларец»);

▪ строительные игры («Лего», крупный строительный и мелкий строительный материал) и игры-конструкторы («Сложи узор», «Уникуб»);

▪ игры с природным материалом на развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений и восприятий (шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох, гречка, рис);

▪ игры с различными видами застежек и шнуровок;

▪ игры-эксперименты с песком, водой, снегом, бумагой, звуками.

Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с речью, отражающей приобретённый сенсорный опыт. Кроме того, они положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Хорошо использовать пальчиковые игры на основе народного фольклора – русского: «Сидит ворон на дубу», «Тук, тук, паучок» и др.

Следующей формой сенсорного воспитания является ориентировочно-познавательная деятельность с детьми на участке детского сада. Она включает в себя организацию наблюдений и двигательную деятельность.

Наблюдение — важное средство сенсорного развития детей, т.к. в его процессе они улавливают свойства предметов и явлений, сопоставляют их, устанавливают между ними связи.

Если взрослый принимает активное участие в наблюдениях ребёнка, то, как правило, малыш задаёт много вопросов, которые свидетельствуют о познании им окружающего мира. Сенсорные «маршруты» для наблюдений следует разрабатывать заранее с учётом местных условий. Ценность таких «маршрутов» не только в том, что ребёнок накапливает сенсорный опыт, но и в том, что развитие мыслительных процессов идёт одновременно с развитием речи.

Сенсорное развитие в двигательной деятельности происходит через:

  • проведение дидактических игр с движением по ознакомлению с природным окружением;
  • проведение подвижных игр;
  • самостоятельную двигательную деятельность детей.

Перечисленные виды ориентировочно-познавательной деятельности:

▪ способствуют развитию движений, обеспечивающих перемещение ребёнка в пространстве, умение сохранять устойчивое положение при ходьбе, проявлять определённую ловкость;

▪ приучают придерживаться заданного направления передвижения, согласовывать свои действия с действиями других детей;

▪ учат находить, узнавать и воспроизводить образы и действия знакомых объектов природы, знакомых персонажей, действовать целесообразно в зависимости от задания и условий деятельности;

▪ создают условия, способствующие регуляции двигательной активности в самостоятельных играх детей.

Но всё же основной формой работы является организованная учебная деятельность на занятиях по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и экологией, рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Чтобы организованная учебная деятельность имела поисковый, интегрированно-дифференцированный и опережающий характер, способствовала диалогическому типу общения между субъектами образовательного процесса и создавала условия для сотрудничества, следует широко использовать современные развивающие педтехнологии и программы: 

  • проектный метод обучения;
  • элементы ТРИЗ-технологии;
  • технологии Монтессори и «Тай-тай» (Stepbystep);
  • нетрадиционные технологии изобразительной деятельности;
  • развивающие программы «Школа семи гномов» (Д.Денисова, издательство «Мозаика-Синтез/, «Музыка с мамой» Железновых, обучающие программы «Уроки тётушки Совы. Арифметика-малышка» /Творческое объединение «Маски» www.usovi.com.ua).

Приводим пример использования метода проектов по теме «Весёлые следопыты», проблемой которого является определение признаков осени.

I этап. Введение в проблему занятия.

Дети рассматривают иллюстрацию и отгадывают загадку об осени. Педагог приглашает на прогулку в осенний лес.

II этап. Подготовка к презентации проекта занятия.

1.Определение первого признака осени  — листопад.
а) Дидактическая игра «Подбери дереву наряд» (аппликация).
Воспитатель выставляет на магнитной доске иллюстрацию с изображением листопада.
б)
 Д/и «Подберём ёжикам иголки».

2. Определение второго признака осени — дождь.
а) Пальчиковая гимнастика «Есть в лесу из брёвен дом».
б) Д/и «Найди свой домик».
Воспитатель выставляет на магнитной доске картинку с изображением дождя.

3. Определение третьего признака осени.

а) Дидактическое упражнение «Прятки».
Педагог выставляет на магнитной доске картинку с изображением медведя, спящего в берлоге. 

б) Работа по схеме «Угадай, кто спрятался.»

III этап. Презентация проекта занятия.

а)  Вместе с детьми подходим к доске, где изображены признаки осени.
— Так какие признаки осени мы с вами нашли?
«Осенняя песенка» слова . Н. Балащева.

IV этап. Рефлексия занятия и постановка новой цели.

Решать задачи сенсорного воспитания помогает сотрудничество с родителями. Кроме всех известных традиционных форм работы рекомендуем использовать инновационную программу «Тай-тай». Данная программа даёт прекрасную возможность раскрытия способностей ребёнка и участия семьи в деятельности детского сада, а также помогает обеспечить единое образовательное пространство с едиными требованиями к ребёнку в семье и дошкольном образовательном учреждении. Этому способствуют выпуски «Счастьяграмм» и «Семейных газет», фиксирующих успехи каждого ребёнка в той или иной области развития.

Предложенная нами система работы способствует накоплению и обогащению сенсорного опыта ребёнка —  основы развития всех его способностей

Воспитатель первой младшей группы Федотова А. В.

Смотрите также:

25 июня 2015.
Размещено в Консультации.


Оставить комментарий

Год спорта Год науки Год науки Инновационная площадка Доклад о правах ребенка