Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям. Агрессивность — это свойство личности, выражающиеся в готовности к агрессии.
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появляться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причём и вербальная провокация, и невербальная провокация могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие).
Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Так, например, в помещении, где имеются неприятные запахи, табачный дым, уровень агрессии будет выше, чем в проветренном помещении. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы — например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
В настоящее время появляется всё больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышения уровня агрессивности у зрителей, а тем более у детей и подростков, так как их психика ещё нестабильна.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания. Психологи отмечают, что если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и добиваться при этом своего.
Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребёнка, в качестве профилактики советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению тёплых отношений, а на определённых этапах проявлять твёрдость и решимость. Эти рекомендации можно адресовать также педагогам.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны релаксационные упражнения. В процессе работы с ребёнком можно говорить, каким некрасивым становится лицо ребёнка в порыве гнева. Поэтому нужно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
Для того чтобы приучить ребёнка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Например, как в игре «Тёплый, как солнце, лёгкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе тёплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, лёгкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица, но и всего тела.
Другая игра — «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся добрее.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения гнева. Задача взрослого — научить выходить и найти способ выхода из конфликтной ситуации. С этой целью можно в группе обсудить наиболее часто встречающие конфликтные ситуации. Такие беседы и отработка реальных ситуаций поможет ребёнку расширить поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определённые события.
Известно, что работа с агрессивными не будет успешной без поддержки взрослых. Просьбы и дружеские обращения к ребёнку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Нет смысла уговаривать, когда он проявляет гнев. Желательно переключить его внимание на другой объект.
Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое — лишение каких-либо привилегий. Однако этим методом не стоит пользоваться часто, иначе родители устанут от вопросов своего ребёнка: «А что мне за это будет?»
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Шесть рецептов избавления от гнева
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно.
- Слушайте своего ребёнка.
- Проводите вместе с ним как можно больше времени.
- Делитесь с ним опытом.
- Рассказывайте ему о своём детстве.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
- Отложите или отмените совместные дела с ребёнком.
- Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна, поиграй, пожалуйста, в соседней комнате».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте что-нибудь приятное для себя, что могло вас успокоить.
- Выпейте чаю.
- Просто расслабьтесь, лёжа на диване.
- Послушайте любимую музыку.
- Посидите в тишине.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.
- Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
- Не позволяйте выводить себя из равновесия.
- Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.
- Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.
- Если вам предстоит визит к врачу заранее сообщите об этом вашему ребёнку.
- Если ребёнок капризничает в тот момент, когда голоден, продумайте, как накормить его во время длительной прогулки.
Консультацию подготовила педагог-психолог
КУЛИКОВА Татьяна Сергеевна