Печать

Взаимодействие с агрессивными детьми

Консультация  для  педагогов  и  родителей

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям. Агрессивность — это свойство личности, выражающиеся в готовности к агрессии.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появляться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причём и вербальная провокация, и невербальная провокация могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие).

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Так, например, в помещении, где имеются неприятные запахи, табачный дым, уровень агрессии будет выше, чем в проветренном помещении. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы — например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется всё больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышения уровня агрессивности у зрителей, а тем более у детей и подростков, так как их психика ещё нестабильна.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания. Психологи отмечают, что если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе,  не чувствуют  себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью  которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и добиваться  при этом своего.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребёнка, в качестве профилактики советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению тёплых отношений, а на определённых этапах проявлять твёрдость и решимость. Эти рекомендации можно адресовать также педагогам.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны релаксационные упражнения. В процессе работы с ребёнком можно говорить, каким некрасивым становится лицо ребёнка в порыве гнева. Поэтому нужно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

Для того чтобы приучить ребёнка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Например, как в игре «Тёплый, как солнце, лёгкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе тёплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, лёгкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица, но и всего тела.

Другая игра — «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся добрее.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения гнева. Задача взрослого — научить выходить и найти способ выхода из конфликтной ситуации. С этой целью можно в группе обсудить наиболее часто встречающие конфликтные ситуации. Такие беседы и отработка реальных ситуаций поможет ребёнку расширить поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определённые события.

Известно, что работа с агрессивными не будет успешной без поддержки взрослых. Просьбы и дружеские обращения к ребёнку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Нет смысла уговаривать, когда он проявляет гнев. Желательно переключить его внимание на другой объект.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое — лишение каких-либо привилегий. Однако этим методом не стоит пользоваться часто, иначе родители устанут от вопросов своего ребёнка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Шесть рецептов избавления от гнева

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно.

  • Слушайте своего ребёнка.
  • Проводите вместе с ним как можно больше времени.
  • Делитесь с ним опытом.
  • Рассказывайте ему о своём детстве.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

  • Отложите или отмените совместные дела с ребёнком.
  • Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна, поиграй, пожалуйста, в соседней комнате».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте что-нибудь приятное для себя, что могло вас успокоить.

  • Выпейте чаю.
  • Просто расслабьтесь, лёжа на диване.
  • Послушайте любимую музыку.
  • Посидите в тишине.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

  • Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия.
  • Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее.  Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

  • Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.
  • Если вам предстоит визит к врачу заранее сообщите об этом вашему ребёнку.
  • Если ребёнок капризничает в тот момент, когда голоден, продумайте, как накормить его во время длительной прогулки.

Консультацию подготовила педагог-психолог
КУЛИКОВА Татьяна Сергеевна

Смотрите также:

26 февраля 2018.
Размещено в Консультации.
Метки:

Оставить комментарий

Год спорта Год науки Год науки Инновационная площадка Скачать и распечатать