Печать

Роль искусства в развитии наследия и патриотизма в воспитании дошкольников

Консультация для родителей

Проблема воспитания гражданина-патриота — древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности своего народа.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства — искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир через искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

В формировании патриотического воспитания важную роль играет художественная литература. В нашем методическом кабинете есть все произведения, рекомендуемые программой. Однако, важно, чтобы ребенок не только хорошо знал стихи и сказки, но и был способен оценить тот или иной поступок литературного героя. Много и охотно говорят дети о сказках, где прославляется доброта, трудолюбие, честность. Например, сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка 12 месяцев». О героине этой сказки дети говорят, что девочка добрая и смелая. Она трудолюбива и поэтому ей помогали братья- месяцы. Решая задачи патриотического воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина; произведения советских писателей: М. Горького, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор — одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре. Необходимо знакомить детей с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, чистоговорками, считалками, песенками. Понятным и ценным в воспитании детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Через сказки, потешки, песенки у детей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в представлении детей уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

Также необходимо проводить знакомство детей с народными инструментами — свистулькой, колокольчиками, дудками, деревянными ложками, шумовыми инструментами. Занятия вызывают много положительных эмоций у детей, закрепляют и расширяют знания, умения и навыки в разных видах деятельности. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений ребенка о своей стране. В связи с этим, особая тема бесед на музыкальных занятиях — о Родине. Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представление о воинском долге. Это «Моряки» Б. Кравченко, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Наша армия родная» З. Левиной и т д. Из композиторов, сочиняющих песни патриотического содержания, можно назвать следующих: Ю. Чичков, А. Филиппенко, Е. Тиличеева, Р. Бойко. Таким образом, музыкальное искусство «шаг за шагом» может способствовать формированию патриотических чувств, мыслей, идеалов, убеждений.

В работе с детьми необходимо уделять большое внимание проблемам эстетического воспитания, в частности — изо-деятельности и знакомству с народными промыслами. Возникновение народно-прикладного искусства относится к глубокой древности и проникает во все уголки нашей жизни. Народное искусство живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми. Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи, оно поражает своим многообразием, великолепием. Трудно отдать предпочтение чему-либо. Прекрасны белоснежные, переливающиеся яркими красками, дымковские игрушки, нежно-голубая гжель, расписная хохлома. Каждый предмет наполнен добром, радостью, влечет детей в радостный волшебный мир. Именно с их помощью можно развивать у детей вкус, творчество, фантазию, интерес к искусству, патриотические чувства.  Для работы с дошкольниками используются произведения народного искусства, учитывая особенности детского восприятия.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты, получают представления и добре и зле.

Искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Смотрите также:

26 ноября 2020.
Размещено в Консультации.


Оставить комментарий