Половое воспитание — неотъемлемая часть нравственного воспитания, социально ориентированная помощь личности в ее психосексуальном развитии и формировании психосексуального здоровья. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика (мужчины) и девочки (женщины) , способных понимать психологические и физиологические особенности полов в связи с социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать поддерживать и совершенствовать партнерские и социальные отношения.
В половом воспитании выделяют половое просвещение — оно помогает правильно осознавать особенности полов и отношений.
На сегодняшний день развитие общественной жизни повысило интерес к проблемам социально-полового воспитания в образовательных учреждениях. Однако социально-половая проблема воспитания может быть решена только при участии всех сторон и индивидуальных общества, а именно государственных структур. Социально-половое воспитание — процесс сложный и комплексный, включающий как воспитание как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое. Еще одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребенок усваивает нормы и правила поведения.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как в «питательной среде» своего психического развития.
Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи. В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия.
Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное пространство.
Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки — на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.
Реакция на выговор у мальчика приходится на первые минуты разговора, и в отличие от девочек, он не может долго-долго поддерживать эмоциональное напряжение. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать. Мальчики просто «отключают слуховой канал информация блокируется и не доходит до сознания.
Воспитание дошколят не ставит целью сексуальное просвещение, речь идет о морально-половом воспитании как комплексной педагогической проблеме, осознанной грамотной помощи ребенку в ее социальном, моральном и личностном развитии.
Работа с детьми по половому воспитанию должна быть направлена на решение таких воспитательно — образовательных задач:
- Умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика.
- Формирование системы о маме и папе, мужчине и женщине, об особенностях их поведения.
- Усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношения полов.
- Развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное.
- Формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
- Помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика или девочки, переживаний дошкольника.
Поэтому в воспитательном процессе можно использовать такие методы и приемы:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Семья на отдыхе»,» Принимаем гостей».
- Индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок и художественных произведений.
Сказки, рассказы очень помогают детям понять, как положено и как не стоит себя вести девочки и мальчику. Из художественных произведений дети узнают о мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность. А девочек учат женственности.
Начало полового воспитания приходится на ранний детский возраст. А первыми воспитателями являются родители. Именно к ним обращается ребенок с первыми вопросами о поле. Отвечать правду и только правду. Отвечать на детские вопросы, даже если они оказались для родителей неожиданными надо в спокойной обстановке, не повышая голоса.
Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, доступными к пониманию ребенка. Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носит наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее устанавливают контакты. Мальчики взрывнее, создают больше шума. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанный с мужскими и женскими ролями.
альчики признают сильных и смелых и инициативных сверстников. Интересы девочек в большей мере сосредоточены на межличностных отношениях. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых.
В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия направленности интересов к общению у мальчиков и девочек.
Особая тема — случаи детской влюбленности. Ребенок начинает много говорить о предмете своих переживаний, ожидает с волнением встречи. Взрослые должны уважительно относиться к трепетным чувствам ребенка. Здесь не должно возникать иронии или снисходительного высокомерия.
В детских суждениях на эту тему отражается познавательный интерес к обычной жизни людей и межличностным отношениям между мужчиной и женщиной.
Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он вдруг начинает активно интересоваться телесной организацией людей и своей собственной.
Ребенок, своевременно получивший половое воспитан и перенявший примеры супружеского поведения родителей (взаимоуважение, доверие, нежность), уже в подростковом возрасте будет иметь определенные нравственные критерии, которые ему помогут самостоятельно оценить ситуацию и избежать непоправимых ошибок.
На протяжении всего полового воспитания необходимо помогать развивающейся личности выражать связанные с полом интересы и эмоции. Половое воспитание — это дело всех, кто готовит подрастающее поколение к жизни.
Педагог-психолог Куликова Т. С.