Необходимое условие здоровья, физического и психологического благополучия ребенка — соблюдение режима дня. Правильный ритм, заданный распорядком жизни в детском саду, не должен нарушаться в выходные дни, когда дети проводят сутки напролет в обществе родителей.
Режим дня — это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены.
От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.
Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности в течение дня и недели. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная — в 14.00–16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня.
К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничео удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.
В идеале дошкольнику рекомендуется следующий режим дня:
Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.
А заканчиваем мы эту небольшую памятку таблицей, в которой указаны основные этапы дня дошкольника в зависимости от его возрастной группы.
Элементы режима | 3–4 года | 5–7 лет |
---|---|---|
Утренняя гимнастика, водные процедуры, туалет | 7.30–8.30 | 7.30–8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30–9.00 | 8.30–9.00 |
Игры, посильный труд в быту | 9.00–9.30 | 9.00–9.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.30–11.30 | 9.30–11.30 |
Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями | 11.30–12.00 | 11.30–12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00–12.30 | 12.30–13.00 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30–15.00 | 13.00–15.30 |
Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник, игры | 15.00–16.00 | 15.30–16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.00–18.00 | 16.30–18.30 |
Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями | 18.00–19.00 | 18.30–19.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 19.00–19.30 | 19.00–19.30 |
Спокойные игры, подготовка ко сну | 19.30–20.30 | 19.30–21.00 |
Сон | 20.30–7.30 | 21.00–7.00 |