Роль физических упражнений в жизни дошкольника трудно переоценить. Начать с того, что подвижность для здорового ребенка — естественное состояние. Попробуйте поползать, попрыгать, повертеться и покувыркаться в течение хотя бы одного дня наравне со своим любимым чадом — и назавтра мышцы у вас будут болеть «не по-детски», как если бы вы проделали тяжелую тренировку в спортзале. А вашему малышу — хоть бы хны.
Поэтому совершенно неправильно, если мы, превратившись в ленивых и малоподвижных взрослых, будем пытаться для собственного спокойствия переделать ребенка на свой скучный лад. Если начнем бесконечно одергивать его окриками: «Не вертись! Не бегай! Сиди спокойно!» Вместо ожидаемой пользы и «воспитательного эффекта» мы можем причинить сыну или дочке непоправимый вред.
Ведь привычка к здоровому образу жизни, спорту, правильному питанию закладывается с детства. Она не «вбивается кувалдой» и не держится исключительно на силе воле. Наоборот — лучшие привычки должны входить в жизнь ребенка естественно, в ходе самой жизни, и становиться неотъемлемой частью распорядка дня.
Бесполезно призывать малыша к «правильным» действиям, если вы сами их не совершаете. Чуть войдя в сознательный возраст, ребенок начинает копировать поведение самых близких людей — мамы и папы, членов семьи. И если проповеди и поучения входят в разрез с непосредственным опытом ребенка — толку не будет. Если ваше чадо никогда не видит папу с гантелями в руках или маму на беговой дорожке, вряд ли в своей взрослой жизни он будет спортивным и подвижным человеком. Или же станет воспринимать физическую активность как насилие над собой, требующее огромного напряжения сил и титанических усилий воли.
На самом деле окончательно не ясно, кто кого больше воспитывает — вы ребенка или ребенок вас. Не исключено, что его подвижность, гибкость, готовность учиться новому и перенимать лучшее должны стать для вас примером. Введите подвижность малыша в конструктивное русло — научите его красивым и осознанным движениям, приучите к зарядке.
Польза будет несомненной — и для здоровья, и для характера. Хорошо подобранные физические упражнения формируют у ребенка координацию движений, правильную осанку, учат владеть своим телом, чередовать напряжение и расслабление мышц. Кроме того, привычка к регулярным и упорядоченным действиям очень ненавязчиво приучает к дисциплине, закаляет волевые качества личности, создает и укрепляет внутренний стержень. Все это очень нужно человеку на всех этапах жизни.
Важно помнить, что все элементы зарядки должны быть подобраны в соответствии с возрастной группой, к которой относится ваш ребенок. Это позволит правильно регулировать нагрузку, характер упражнений и количество повторов. Кроме того, заботясь о гармоничном развитии сына или дочки, в разные годы вы будете ставить перед собой различные цели. А физкультура вам поможет их достичь.
Специалисты советуют приучать детей к физическим упражнениям именно с этого возраста. Однако в 2–3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна не превышать 3–5 минут и включать всего 4–5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4–6 раз: большее количество повторений будет утомлять ребёнка. Очень важен и совместны характер практики! Сначала родители показывают упражнение, а затем выполняют его вместе с детьми.
«Птички». Ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить.
«Птички пьют». Ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться.
«Прыг-скок». Ребёнок стоит произвольно и выполняет подскоки на месте. Можно чередовать с ходьбой.
«Хлопки». Ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вперёд, хлопнуть, опустить.
«Пружинки». Ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.
В этом возрасте родителям стоит уделить особое внимание формированию правильной осанки ребенка. Она складывается из корректного положения стоп и позвоночника, к которому и надо ненавязчиво приучать малыша. Для этого родитель должен сам «выучить» что такое хорошо и что такое плохо.
Правильное положение стоп: носки разведены немного шире, чем пятки, ребёнок опирается на всю поверхность стопы, а не «косолапит», отдавая предпочтение внешнему или внутреннему краю.
Правильное положение позвоночника: плечи должны быть на одном уровне, а туловище — не отклоняться без необходимости влево или вправо. Голову тоже не стоит наклонять вперёд или запрокидывать назад, при этом взгляд направлен прямо.
Тренировка в этом возрасте состоит из 3–4 упражнений по 4–6 повторений.
«Ветер качает деревья». Ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверх.
«Собираем грибы». Ноги слегка расставлены руки внизу. Присесть изобразить собирание грибов, выпрямится.
«Листочки». Лёжа на спине, руки свободны. Перевернуться на живот, перевернуться на спину.
«Зайчики». Ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Прыжки на месте, можно чередовать с ходьбой.
«Велосипед». Лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены. Выполнять сгибание и разгибание ног в коленях — поехали на велосипеде. Опустили ноги.
«Птички». Ноги слегка расставлены, руки внизу. Сесть на корточки, изобразить пальцами руки, «как птичка клюёт».
Сейчас самое время обратить особое внимание на развитие стопы, поскольку существует опасность развития плоскостопия. Зарядка должна состоять из 4–5 упражнений с 5–6 повторениями. Начинать тренировку следует с небольшой разминки: ходьба на носках, а затем пятках в течение 30 секунд. Кстати, это лучший способ профилактики плоскостопия. После этого переходим к основной части занятий.
«Повороты». Стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
«Наклоны». Сидя, ноги скрестить «по-турецки», прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперёд, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше, хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.
«Неваляшка». Лёжа на спине, руки, на затылке, локти выставлены вперёд. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.
«Подпрыгивание с поворотом». Ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6 – 8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.
«Приседание с мячом». Ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть — мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.
«Переложи мяч». Ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперёд, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение.
В этом возрасте ребенок уже вполне способен координировать движении и дыхание. А это залог формирования крепкого здоровья на всю жизнь. Во время выполнения активной части упражнения нужно делать выдох, а при возвращении в исходное положение — вдох. При этом не забываем о задачах предыдущих этапов — продолжаем целенаправленно формировать здоровый, гибкий позвоночник и здоровую, подвижную стопу.
«Достань до пятки». Стоя ноги на ширине плеч, руки опущены, висят. Прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараться правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой руки и ноги. Вернуться в исходное положение. Повторить 3–5 раз для каждой руки.
«Лошадки». Ноги на ширине плеч, прямые руки вперёд. Поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой ноги. Повторить 3–5 раз для каждой ноги.
«Шагаем руками по стене». Ноги на ширине плеч, стоять лицом в стене на расстоянии шага, руки касаются стены на уровне груди. Перебирая руками по стене, наклониться до пола — выдох, то же движение, но выпрямляясь — вдох. Повторить 4–6 раз.
«Следы». Ноги на ширине плеч, лицом к стене, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступнёй стены – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Выполнить такое же движение другой ногой. Повторить 3–5 раз для каждой ноги.
«Ножницы». Ноги на ширине плеч, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены. Прямые руки скрестить перед грудью – выдох. Вернуться в исходное положение, касаясь ладонями стены — вдох.
«Шагаем ногами по стене». Сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади. Переставляя ноги по стене, выпрямить их. Вернуться в исходное положение. Дыхание в произвольном ритме. Выполнить 4–6 раз.
Заниматься физкультурой совместно с детьми можно ежедневно или через день. Главное — соблюдать систематичность и постоянство. И конечно, не забывать, что в этих занятиях обязательно должны присутствовать творчество, игровой элемент и хорошее настроение всех участников — больших и маленьких!
Смотрите также: